Назаренко Анжелы
Сергеевны,
педагога психолога МКОУ СКОШ VIII вида № 9
«Мир, вероятно,
спасти уже не удастся,
но отдельного
человека всегда можно»
Иосиф Бродский
Обучение и воспитание в МКОУ СКОШ VIII вида № 9 направлено на формирование полноценной
социализированной личности обучающегося
с ограниченными возможностями здоровья (далее, - с ОВЗ) и психофизического развития через
коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное
развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и
навыков, успешной социальной адаптации.
С каждым годом увеличивается количество детей и
подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной
дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема
«трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы
и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования. С каждым годом увеличивается количество
детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и
социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому
проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в
стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного
образования.
Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому
коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей
индивидуальности обучающегося и обеспечивающей психологические условия для
охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических
работников и других участников образовательного процесса.
Основными направлениями деятельности психолога коррекционной школы являются: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование и просвещение воспитанников, профилактическая работа, профориентационная работа.
Основными направлениями деятельности психолога коррекционной школы являются: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование и просвещение воспитанников, профилактическая работа, профориентационная работа.
Я бы хотела остановиться на профилактической работе
– «Работе с трудными детьми».
Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно
привычным термином? Для полицейского - это
хулиган, для учителя неформальный лидер, оказывающий неблагоприятное влияние на
одноклассников или ученик, который выражает явный или скрытый протест учению.
А для
родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в
поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой естественная
норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети это те, чье
поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Поэтому
используется также синоним "трудновоспитуемые дети", так как они
наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю
невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
Важно
заметить, что трудными называют чаще всего детей подросткового возраста. В
возрасте 12-15 лет обостряются все проблемы развития и становления ребёнка:
социальные, психологические и педагогические. Но с каждым годом эта граница
плавно снижается и уже дошла до того, что дети становятся «трудными» с 7-8 лет.
Трудные дети
- широкое обобщённое понятие, используемое в научной и научно-популярной
литературе. Трудные или трудновоспитуемые дети - категория детей,
демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребенка к
данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его
индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для
нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка,
бывают весьма разнообразными. Поэтому нередко к трудным детям относят
детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
В результате чего пришла к выводу, что "Трудные или трудновоспитуемые дети"
- дети, имеющие физические и/или главным образом психологические недостатки,
которые препятствуют им осваивать общепринятые нормы культурного развития. В
нашей школе эта проблема наиболее актуальна, так как дети, приходящие в нашу
школу уже имеют какие либо критерии относящие их к «трудным».
По
моему мнению, первичная профилактика деструктивных проявлений в поведении
подростков с ОВЗ выступает как одно из средств их социального развития, как
основополагающий компонент нейтрализации негативных факторов и позитивной
проекции на будущее.
В
первую очередь, необходимо научить
подростка с ОВЗ конструктивным способам поведения в трудных жизненных
ситуациях; действиям – активным, сознательным, целенаправленным и адекватным в
отношении, как объективных условий ситуации, так и собственных возможностей.
Главное – любить и ценить жизнь, себя и окружающих людей. А это зависит и от
силы личности, и от ее ценностно-смысловой сферы, жизненных установок, веры в
себя, умения ориентироваться в социальной среде и управлять ею. Ведь так важно Плыть не
туда, куда ветер дует, а туда, куда парус поставишь!
В этом
направлении активно сотрудничаю с социальным педагогом школы. Работа начинается
с составления списка детей группы риска
по наблюдениям и заявлениям классных руководителей и из проведенной мною диагностики.
На 01.09. 2014
в нашей школе было 68% обучающихся, относящихся к «группе риска» к концу
учебного года показатели снизились до 52 %.
В
нашей школе было проведено исследование основных аспектов
социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в возрасте 14 – 18 лет
(35 чел.) на:
-выявление структуры личностных ценностей, ценностных ориентаций, особенностей мотивационно-смысловых интенций, а также уровня их актуализации (методика «Незаконченные предложения»);
-выявление структуры личностных ценностей, ценностных ориентаций, особенностей мотивационно-смысловых интенций, а также уровня их актуализации (методика «Незаконченные предложения»);
-наличие
ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений (методика
Изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения:
показатели социального развития подростка);
-раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей (Метод экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей);
-раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей (Метод экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей);
-склонность
к отклоняющемуся поведению (методика СОП);
-самооценку
психических состояний личности (опросник Айзенка, адаптированный к
подростковому возрасту).
В
результате исследования было констатировано,
что практически у 28 (80%) подростков с ОВЗ отмечается:
-низкий
уровень зрелости смысловой сферы (ценностный выбор в большей степени зависим от
ситуации, меньшая степень упорядоченности ценностных приоритетов, ориентация на
потребностные состояния;
- низкий
уровень личностной ориентировки;
- некоторая
неудовлетворенность прожитой жизнью;
- социальная
неприспособленность;
у
11 чел. (31%):
- отрицательное
самоотношение, повышенная внутренняя конфликтность;
- социальная
неадекватность, связанная со слабой социальной рефлексией;
У
некоторых выпускников 9 класса профессиональные намерения и планы отсутствуют
или носят неопределенный характер, а порой – и нереальные (связанные с
неадекватной самооценкой и уровнем притязаний).
Для
12 чел. (34%) подростков характерны высокий уровень фрустрации и ригидности,
которые приводит к дезорганизации деятельности.
У
3 (9%) подростков прослеживается склонность к самоповреждающему и
саморазрушающему поведению.
Разработанная мною комплексно-целевая программа «Дети группы риска с ограниченными возможностями здоровья» (далее, –
Программа) обусловлена, прежде всего, потребностью их успешной
социализации, формирования у них социальной
и личностной компетентности с
опорой на эффективные стратегии предупреждения саморазрушающего поведения.
Цель
программы: сохранение
и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения их
психолого-педагогических, медицинских и социальных проблем; успешная
адаптация обучающихся с ОВЗ в социуме.
Достижение основной
цели требует решения следующих задач:
· создание условий
для формирования культуры здорового образа жизни;
· обеспечение
условий для эффективного взаимодействия субъектов профилактики детских
правонарушений;
· содействие
решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;
· вырабатывать
навыки контроля и самоконтроля в отношении неадаптивных
социально-психологических установок;
· расширять
спектр вариантов
адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;
· создание условий
для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и
творческого развития подростков;
осуществлять сетевое
взаимодействие с ОПДН, КДНиЗП и городской ПМПК по вопросам профилактики суицидального поведения
несовершеннолетних.
Отличительные особенности программы: тесное взаимодействие с семьёй; сотворчество педагогов и
детей; развитие детской инициативы;
способность педагогов к неформальному общению; создание у обучающихся с
ОВЗ ситуации успеха в решении вопросов
физического и нравственного совершенствования;
формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе
жизни; совместное участие в мероприятиях
детей, педагогов и родителей.
Программа предусматривает три
этапа.
Формы реализации программы:
Формы реализации программы:
1.Психолого-педагогическая
диагностика
2.Моделирование
ситуаций
3.Ролевое
проигрывание
4.Индивидуальная
и групповая работа
5.Беседы.
6.Информирование
Разработан
целый блок актуальных бесед и классных часов для детей и родителей: «Как на самом деле любить своего ребёнка»,
«Детские неврозы», «Расшифровка рисуночного теста моя семья», «Проблемы
психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских
отношений», «Возрастные особенности
первоклассника. Отличие школьника от дошкольника. Особенности адаптации к
условиям обучения в школе», «Как любить детей?», «Школьная тревожность и её
преодоление, «Суицид подростков», «Жестокое обращение с детьми» и др.
Работа с данной категорией детей строится не только в целом с целью оптимизации
учебного процесса, но и с учётом конкретных трудностей, возникающих в процессе
обучения, взаимоотношений в триаде «ученик-учитель-родитель». Важно, чтобы каждому ребёнку было
комфортно в школе, чтобы он хотел в неё ходить и не чувствовал себя одиноким.
Важно, чтобы родители и учителя увидели его реальные проблемы, захотели ему
помочь и, главное, поняли, как это сделать. Необходимо, чтобы ребёнок, родители
и учителя не были «изолированы» друг от друга, чтобы между ними не было
противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно,
потому что только в этом случае возможно оптимальное решение.
Психолого-педагогическое сопровождение
социально дезадаптированных школьников с ОВЗ.
· Формирование
культуры психологического здоровья у всех субъектов
воспитательно-образовательного процесса.
· Работа
с семьей, находящейся в социально опасном положении.
· Координация
и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и
организаций города.
Считаю, что
главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую
проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для её решения, через
разные формы работы: тренинги, классные часы, консультации, психологические
творческие вечера и т.д.
Результат:
- возможность жизненного самоопределения детей с
помощью успешной адаптации и социализации;
- повышение образовательной мотивации и успеваемости
учебной деятельности ребенка;
- повышение самооценки и формирование
положительного образа «Я»;
- расширение круга общения; снижение количества происшествий (драк,
воровства);
-
приобретение опыта в организации жизнедеятельности, занятости детей группы
риска. И в заключении хотелось бы сказать такие слова:
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину
вскрыв,
Что же такое – трудные
дети?
Вечный вопрос и больной
как нарыв.
Вот он сидит перед
нами, глядите,
Сжался пружиной,
отчаялся он,
Словно стена без дверей
и без окон.
Вот они, главные истины
эти:
Поздно заметили… поздно
учли…
Нет! Не рождаются
трудные дети!
Просто им вовремя не
помогли.
(С. Давидович)
Поэтому свою работу я вижу в том, чтобы помочь
каждому ребенку и принять его таким,
какой он есть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий