Муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог»

Педагог-психолог
 Назаренко Анжела 
Сергеевна







Назаренко Анжелы Сергеевны,
 педагога психолога МКОУ СКОШ  VIII вида № 9

«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
но отдельного человека всегда можно»
Иосиф Бродский

Обучение и воспитание в МКОУ СКОШ VIII вида  № 9 направлено на формирование полноценной социализированной личности обучающегося  с ограниченными возможностями здоровья (далее, - с ОВЗ)  и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования.

      Целью работы  психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
     Основными направлениями деятельности психолога коррекционной школы являются: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа,  психологическое консультирование и просвещение воспитанников, профилактическая работа,  профориентационная работа. 
Я бы хотела остановиться на профилактической работе – «Работе  с трудными детьми».
Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для полицейского  - это хулиган, для учителя неформальный лидер, оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников или ученик, который выражает явный или скрытый протест учению.
А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Поэтому используется также синоним "трудновоспитуемые дети", так как они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
Важно заметить, что трудными называют чаще всего детей подросткового возраста. В возрасте 12-15 лет обостряются все проблемы развития и становления ребёнка: социальные, психологические и педагогические. Но с каждым годом эта граница плавно снижается и уже дошла до того, что дети становятся «трудными» с 7-8 лет.
Трудные дети - широкое обобщённое понятие, используемое в научной и научно-популярной литературе. Трудные или трудновоспитуемые дети - категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, бывают весьма разнообразными. Поэтому нередко к трудным детям относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
В результате чего пришла к выводу, что "Трудные или трудновоспитуемые дети" - дети, имеющие физические и/или главным образом психологические недостатки, которые препятствуют им осваивать общепринятые нормы культурного развития. В нашей школе эта проблема наиболее актуальна, так как дети, приходящие в нашу школу уже имеют какие либо критерии относящие их к «трудным».
По моему мнению, первичная профилактика деструктивных проявлений в поведении подростков с ОВЗ выступает как одно из средств их социального развития, как основополагающий компонент нейтрализации негативных факторов и позитивной проекции на будущее.
В первую очередь, необходимо научить подростка с ОВЗ конструктивным способам поведения в трудных жизненных ситуациях; действиям – активным, сознательным, целенаправленным и адекватным в отношении, как объективных условий ситуации, так и собственных возможностей. Главное – любить и ценить жизнь, себя и окружающих людей. А это зависит и от силы личности, и от ее ценностно-смысловой сферы, жизненных установок, веры в себя, умения ориентироваться в социальной среде и управлять ею. Ведь так важно  Плыть не туда, куда ветер дует, а туда, куда парус поставишь!
В этом направлении активно сотрудничаю с социальным педагогом школы. Работа начинается с составления списка детей  группы риска по наблюдениям и заявлениям классных руководителей и из проведенной мною диагностики.
На 01.09. 2014 в нашей школе было 68% обучающихся, относящихся к «группе риска» к концу учебного года показатели снизились до 52 %.
В нашей школе было проведено исследование основных аспектов социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в возрасте 14 – 18 лет (35 чел.) на:
-выявление структуры личностных ценностей, ценностных ориентаций, особенностей мотивационно-смысловых интенций, а также уровня их актуализации (методика «Незаконченные предложения»);
-наличие ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений (методика Изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения: показатели социального развития подростка);
-раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей (Метод экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей);
-склонность к отклоняющемуся поведению (методика СОП);
-самооценку психических состояний личности (опросник Айзенка, адаптированный к подростковому возрасту).
В результате исследования было констатировано, что практически у 28 (80%) подростков с ОВЗ отмечается:
-низкий уровень зрелости смысловой сферы (ценностный выбор в большей степени зависим от ситуации, меньшая степень упорядоченности ценностных приоритетов, ориентация на потребностные состояния;
- низкий уровень личностной ориентировки;
- некоторая неудовлетворенность прожитой жизнью;
- социальная неприспособленность;
у 11 чел. (31%):
- отрицательное самоотношение, повышенная внутренняя конфликтность;
- социальная неадекватность, связанная со слабой социальной рефлексией;
У некоторых выпускников 9 класса профессиональные намерения и планы отсутствуют или носят неопределенный характер, а порой – и нереальные (связанные с неадекватной самооценкой и уровнем притязаний).
Для 12 чел. (34%) подростков характерны высокий уровень фрустрации и ригидности, которые приводит к дезорганизации деятельности.
У 3 (9%) подростков прослеживается склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Разработанная мною комплексно-целевая программа «Дети группы риска с ограниченными возможностями здоровья» (далее, – Программа) обусловлена, прежде всего, потребностью их успешной социализации, формирования у них социальной и личностной компетентности  с опорой на эффективные стратегии предупреждения саморазрушающего поведения.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения их психолого-педагогических, медицинских и социальных проблем;  успешная адаптация обучающихся с ОВЗ в социуме.
Достижение основной цели требует решения следующих задач:
· создание условий для формирования культуры здорового образа жизни;
· обеспечение условий для эффективного взаимодействия субъектов профилактики детских правонарушений;
· содействие решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;
· вырабатывать навыки контроля и самоконтроля в отношении неадаптивных социально-психологических установок;
· расширять спектр вариантов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;
· создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития подростков;
осуществлять сетевое взаимодействие с ОПДН, КДНиЗП и городской ПМПК по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
       Отличительные особенности программы: тесное взаимодействие с семьёй; сотворчество педагогов и детей;  развитие детской инициативы; способность педагогов к неформальному общению; создание у обучающихся с ОВЗ  ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования;  формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни;  совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
Программа предусматривает три этапа. 
Формы реализации программы:
1.Психолого-педагогическая диагностика
2.Моделирование ситуаций
3.Ролевое проигрывание
4.Индивидуальная и групповая работа
5.Беседы.
6.Информирование
Разработан целый блок актуальных бесед и классных часов для детей и родителей:  «Как на самом деле любить своего ребёнка», «Детские неврозы», «Расшифровка рисуночного теста моя семья», «Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских отношений»,  «Возрастные особенности первоклассника. Отличие школьника от дошкольника. Особенности адаптации к условиям обучения в школе», «Как любить детей?», «Школьная тревожность и её преодоление, «Суицид подростков», «Жестокое обращение с детьми» и др.
Работа с данной категорией детей  строится не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учётом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде «ученик-учитель-родитель».  Важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы он хотел в неё ходить и не чувствовал себя одиноким. Важно, чтобы родители и учителя увидели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, главное, поняли, как это сделать. Необходимо, чтобы ребёнок, родители и учителя не были «изолированы» друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение.
Психолого-педагогическое сопровождение социально дезадаптированных школьников с ОВЗ.
· Формирование культуры психологического здоровья у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
· Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении.
· Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города.
Считаю, что главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для её решения, через разные формы работы: тренинги, классные часы, консультации, психологические творческие вечера и т.д.
Результат:
- возможность жизненного самоопределения детей с помощью успешной адаптации и социализации;
- повышение образовательной мотивации и успеваемости учебной деятельности ребенка;
- повышение самооценки и формирование положительного   образа «Я»;
- расширение круга общения;  снижение количества происшествий (драк, воровства);
-  приобретение опыта в организации жизнедеятельности, занятости детей группы риска. И в заключении хотелось бы сказать  такие слова:
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
 Поэтому свою работу я вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку и принять его таким,  какой он есть.




Комментариев нет:

Отправить комментарий